Где есть насилие – нет семьи
Что такое домашнее насилие.
Домашнее насилие – умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания (Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).
Виды домашнего насилия:
Физическое насилие – прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении увечий, тяжелых телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов.
Психологическое – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле.
Сексуальное насилие – насильственные действия, при которых человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальных отношений.
Пренебрежение – безответственность или неспособность обеспечить необходимые для жизни условия: еда, питье, чистая одежда, безопасное и удобное жилое помещение, средства личной гигиены, медицинское обслуживание и другое.
Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.
В одной и той же ситуации могут проявляться несколько видов насилия одновременно, например, физическое (нанесение побоев), психологическое (оскорбления и угрозы), экономическое (лишение финансовых средств).
Домашнему насилию может подвергнуться любой из нас, как ребенок, так и взрослый, пожилой человек, женщина или мужчина. Супруг может проявить агрессию в отношении супруги, и наоборот, родители в отношении детей, а дети в отношении родителей, братья и сестры – по отношению друг к другу. Дети могут проявить агрессию в виде насилия по отношению к своим братьям либо сестрам.
Ярко выраженные признаки домашнего насилия
Физическое насилие:
- следы ударов, шрамы, порезы на руках, лице, ногах и других частях тела;
- переломы или ушибы;
- следы ожогов.
Сексуальное насилие:
- сексуальное прикосновение к человеку без его согласия;
- принуждение человека раздеваться;
- принуждение человека вступать с ним в сексуальный контакт.
Психологическое насилие:
- постоянный крик и угрозы;
- ругань и использование нецензурных выражений;
- унижение;
- игнорирование.
Финансовая эксплуатация:
- неожиданные финансовые проблемы или пропажа денег;
- использование банковской карты, без согласия владельца;
- пропажа денег на банковском счету или наличных.
Домашнее насилие или конфликт?
При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием.
При анализе феномена насилия в семье важно избегать суждений, согласно которым уместно ставить знак равенства между понятиями «конфликт» и «ситуация насилия». Домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени инциденты множественных видов насилия.
Стадии возникновения насилия:
- Нарастание напряжения в семье. Возрастает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи.
- Насильственный инцидент. Происходит вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием.
- Примирение. Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на пострадавшую(-его), иногда отрицает произошедшее или убеждает пострадавшую(-его) в преувеличении событий.
- Спокойный период в отношениях («медовый месяц»). Насильственный инцидент забыт, обидчик прощен. Фаза называется «медовый месяц» потому, что качество отношений между партнерами на этой стадии возвращается к первоначальному.
После «медового месяца» отношения возвращаются на первую стадию, и цикл повторяется. С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб. Следует отметить, что очень сложно действовать трезво и осознанно в данной ситуации. Когда угроза исходит со стороны самых близких людей, требуется огромное мужество, чтобы принять решение и прекратить ситуацию агрессии. Для этого зачастую приходится обратиться за помощью к специальным службам. Стыд от того, что это происходит с тобой, и страх, что узнают родственники, соседи или коллеги по работе, зачастую останавливает от разрешения проблемы. Более того, в нашем обществе сложилось устойчивое мнение, что о проблемах, которые происходят в стенах дома, нужно молчать. Многие обычно так и поступают: молча терпят и ждут, когда все наладится. К сожалению, однажды проявившееся насилие вероятнее всего повторится, и не раз. В этом главное отличие домашнего насилия от обычного межличностного конфликта. Принятие решения – раз и навсегда покончить с ситуацией насилия у себя дома – избавит от дальнейших страданий.
Алгоритм действий в ситуации домашнего насилия
- Узнайте телефоны служб, которые могут оказать вам необходимую поддержку.
- Если спора не избежать, постарайтесь в это время находиться в помещении, из которого в случае необходимости можно легко выйти (старайтесь избежать споров в ванной комнате, кухне, где есть острые и режущие предметы).
- Договоритесь с соседями, чтобы они вызывали милицию, если услышат шум и крики из Вашей квартиры/дома.
- Приготовьте запасные ключи от дома (машины) и держите их так, чтобы в случае опасности можно было срочно покинуть жилище и тем самым спасти свою жизнь или избежать новых побоев и оскорблений.
- С той же самой целью спрячьте в безопасном, но доступном для Вас месте книжку с номерами необходимых телефонов, паспорт, свидетельство о браке, документы детей, другие важные бумаги, одежду и белье на первое время, нужные лекарства, а также деньги – сколько сможете.
- Заранее договоритесь с друзьями и родственниками о том, что в случае опасности они предоставят Вам временное убежище.
- Сделайте все возможное, чтобы обидчик не нашел Вас (спрячьте все записи и адреса, которые могут подсказать, где Вы находитесь: записные книжки, конверты с адресами, номера телефонов).
- Заранее решите, что из ценных, необходимых или просто дорогих Вам вещей Вы возьмете с собой. В случае острой необходимости некоторые из них можно будет продать или отдать в залог, а без других Вы никак не сможете обойтись.
- При критической ситуации незамедлительно покидайте жилое помещение, словно при пожаре, даже если Вам не удалось взять все, что нужно.
Куда вы можете обратиться за помощью
- Отдел внутренних дел Октябрьского райисполкома
Если Вы подвергаетесь домашнему насилию, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102.
- Государственное учреждение «Октябрьский территориальный центр социального обслуживания населения»
В центре имеются специалисты, которые помогут в преодолении трудной жизненной ситуации, связанной с домашним насилием, функционирует «кризисная» комната. Вы можете обратиться в центр по телефону +375291502433 (круглосуточно) либо по адресу: г.п. Октябрьский, ул. Калинина, д. 26.
- Учреждения здравоохранения «Октябрьская ЦРБ»
Если Вы пострадали от физического насилия, Вы можете обратиться в медицинские учреждения по месту жительства и «снять» побои. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите привлечь агрессора к ответственности.
Безопасность малыша - советы родителям
Памятка для родителей:
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/oktjabrckroir/
ЧИТАЕМ!
Сказки, присказки, прибаутки, потешки – основное средство обучения малышей правилам безопасного поведения. Они могут многому научить не только детей, но и родителей. Вы замечали, что в сказках для самых маленьких трагичный финал? Это очередное напоминание Вам, родители, о том, что детей без присмотра оставлять нельзя («Колобок», «Семеро козлят»). Когда читаете сказку с малышом, обязательно задавайте ему вопросы: «Почему так произошло?», «Что не так сделал герой?», «А как ты думаешь, что нужно было сделать?» Но не осуждайте персонажи, а рассуждайте над их поведением: «Ай-ай-ай! Плохо сделал Колобок! Нельзя убегать из дома. Можно потеряться! Или лиса съест!». Осуждая поступок героя, Вы даете правильные ориентиры ребенку на будущее, помогаете понять, в чем ошибка сказочного персонажа.
РИСУЕМ!
Дети воспринимают окружающий мир образами. Это значит, что все, о чем Вы говорите с ребенком, он должен видеть на картине. Поэтому у вас есть хорошая возможность поговорить с ним о правилах безопасности в доме. Нарисуйте с малышом план вашего жилья и красным цветом пометьте опасные зоны. Объясните ребенку, почему именно в этих местах следует быть осторожным и что делать в случае опасности. Рисунок – универсальный способ обучения, с его помощью ребенку легко можно привить навыки безопасного поведения:
- рисуйте с ребенком различные ситуации и проговаривайте все, что изображаете;
- задайте ребенку тему для рисования, а потом обязательно расспросите малыша, почему он это нарисовал;
- сочиняйте по рисункам истории, для этого можно использовать книги-раскраски МЧС.
ИГРАЕМ!
Игра – основной способ обучения детей. Именно играя, ребенок лучше запоминает основные правила. Введите в вашу игротеку новую игру «Спасатели спешат на помощь!». Обязательно расскажите ребенку о работе спасателей, в каких случаях может понадобиться их помощь (пожар, обвал, утопление и т.п.), и как правильно вызвать:
- набрать номер 101 или 112;
- сообщить свой адрес;
- рассказать, что случилось;
- назвать своё имя, фамилию и телефон.
Сыграйте роль диспетчера, пусть ребенок звонит и вызывает спасателей. А потом поменяйтесь ролями. Благодаря игре он усвоит необходимые знания:
Главное, что должен знать ребенок во время пожара:
- НЕ ПАНИКОВАТЬ!!!
- не прятаться;
- убегать из дома на улицу;
- звать на помощь взрослых;
- вызывать спасателей по телефону 101 или 112.
Сделайте вместе с малышом «напоминалку», на которой будут написаны номера экстренных служб и ближайших родственников. Поместите ее около домашнего телефона.
Уважаемые родители, это далеко не все способы обучить ребенка безопасному поведению, сформировать у него правильную модель поведения в чрезвычайных ситуациях. Фантазируйте, придумывайте новые игры, тогда время, проведенное вместе с ним, будет не только занимательным, но и познавательным. Ваш ребенок обязательно вырастет здоровым, умным и подготовленным к взрослой жизни.
Значение музыки в коррекционно-педагогической работе
Особое место в работе с детьми с особенностями психофизического развития занимают музыкально-ритмические занятия. Занятия музыкой с «особыми» детьми – это очень эмоциональный вид работы, в него легко и с удовольствием включаются многие дети, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые не способны на других занятиях.
Музыкально-ритмические занятия позволяют решать различные задачи. Они важны, например, для развития эмоциональной сферы ребенка. На музыке часто легче, чем на других занятиях, происходит установление контакта ребенка с педагогом. Это происходит, с одной стороны, за счет насыщенности музыкальной деятельности положительными эмоциями, с другой стороны, у музыкального руководителя есть возможность так организовать деятельность, что у ребенка не возникает ощущения выполнения заданий – он делает то, что ему нравится (свободно двигается под музыку, поет или просто кричит, стучит в барабан, трясёт погремушкой и др.) и при этом, получает одобрение взрослых, потому что он делает именно то, что нужно.
У многих наших детей имеется богатый опыт посещения больниц, где делают уколы, болезненный массаж и т.д. В результате они боятся попадать в новые места, общаться c незнакомыми взрослыми – они не знают, чего ждать от взрослого, который может и обидеть, и заставить делать что-либо неприятное. На музыкальном занятии одни и те же песни, танцы и игры повторяются из занятия в занятие, благодаря чему ребенок довольно быстро запоминает их последовательность и получает возможность прогнозировать дальнейший ход занятия, ждать следующей игры. Такая повторяемость песен и заданий позволяет ребенку преодолеть тревожность, которая обычно мешает ему проявить активность и получить удовольствие от предлагаемых игр, и принять участие в занятии. Когда музыкальный руководитель видит, что ребенок расслабился, перестал волноваться и со страхом ждать чего-то неприятного, он может постепенно вводить изменения в уже усвоенную структуру занятия – предлагать новые музыкальные игры, другую песню и т.д.
Таким образом, музыкальные занятия, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка с особенностями в развитии, позволяют решать коррекционные задачи: развитие двигательной сферы, слухового внимания, восприятия, благодаря чему ребенок оказывается готов к другим, более сложным для него занятиям.
На музыкально-ритмических занятиях у детей развивается музыкально-ритмическое чувство, что в свою очередь, оказывает влияние на двигательную, эмоциональную, познавательную сферы.
Игра на разных музыкальных инструментах, музыкальные игры и танцы способствуют развитию координации движений, общей и мелкой моторики, формированию у ребенка внутреннего контроля за своими действиями. Если на первых этапах ребенок с нарушениями двигательной сферы может играть только на самых простых инструментах (маракас или бубенчики, которые крепятся к руке на браслете), то в ходе занятий ребенку становятся доступно все большее количество разнообразных инструментов, многие из которых требуют от него более развитой моторики и координации движений – ребенок начинает не просто трясти игрушкой, а стучать, попадая палочкой по барабану или маленькой деревянной коробочке. Впоследствии ребенку становятся доступны инструменты, требующие активного участия двух рук, навыков тонкой моторики (ложки, треугольник, кастаньеты и др.).
Очень хороших результатов позволяют достичь музыкальные занятия с детьми, имеющими нарушения эмоциональной сферы. Часто дети с аутистическими нарушениями оказываются очень музыкальными, у них развит музыкальный слух и чувство ритма, они могут долгое время завороженно слушать красивую музыку и сами извлекают из музыкальных инструментов приятные звуки. В этом случае музыкальные занятия выполняют роль не столько коррекции, сколько терапии, позволяя ребенку расслабиться, погрузиться в приятные ощущения, на фоне которых становится возможным эмоциональное общение с музыкальным руководителем и проявление собственной активности.
Итак, роль музыкальных занятий в помощи ребенку с различными нарушениями развития велика. Это признают все специалисты, работающие с детьми. Но одни только занятия музыкой не могут решить всех задач, которые мы ставим перед собой. Результата можно ожидать только от комплексной помощи, которую оказывают ребенку и его семье специалисты ЦКРОиР.
«Дорога в четырнадцать шагов»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Если Ваш ребёнок попал в беду, то предлагаю Вам алгоритм грамотного поведения родителей.
Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство.
Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику, Вы имеете на это право. Криком, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Исправить ситуацию можно, если Вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно, так же, как вы раньше относились к другим неприятностям.
Шаг 2. Разберитесь в ситуации
Даже в том случае, когда Вам точно известно, что ребенок совершил правонарушение, это отнюдь не означает, что он закоренелый преступник. Не спешите с личными выводами. Постарайтесь определиться, сумеете ли Вы сами справиться с ситуацией или же необходимо обратиться за помощью к специалистам.
Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе.
Поговорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к вырастанию непонимания, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет Вам лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства. У подростка достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о вашем детстве, юности, о совершенных в прошлом ошибках, о Вашем собственном опыте употребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Возможно, в разговоре удастся выявить общность Ваших прошлых и стоящих сегодня перед ребенком проблем. Вполне возможно, что ребенок ведет себя вызывающе, чтобы утвердиться, пережить жизненную драму.
Шаг 4. Узнайте, как можно больше о том, что происходит с Вашим ребенком
Совершив противоправные действия, дети склонны обвинять в случившемся
хитрить и изворачиваться. Постарайтесь разобраться в ситуации максимально
объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны.
Если Ваши предположения относительно действий собственного ребенка подтвердились не притворяйтесь, что все в порядке. Дайте понять, что Вы в курсе событий.
Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку.
Случившееся должно заставить Вас понять, что Ваш ребенок - уже достаточный, чтобы отвечать за свои поступки.
Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать.
Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка, его раздражение, его попытки Вами манипулировать. Сюда могут присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы Вы своевременно его спасли и исполнили желания. Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться -что он Вам небезразличен. А Вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете так в его интересах.
Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки.
Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает выводов, становится безответственным и непригодным к жизни в обществе.
Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте
Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, на самом деле практически не слыша ни единого Вашего слова. Такое отношение к Вашим словам формируется у ребенка потому, что Вы не выполняете ни одно из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав Ваши очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать нормальным» человеком. Обещать он будет все, что угодно, так как не собирается ничего выполнять. Он давно перестал верить в реальность Ваших угроз. Ребенок считает Вас своей собственностью, поэтому не ждет от Вас никаких конкретных действий. В том же случае, когда Вы выполняете то, что обещали, он становится гораздо более управляемым и послушным.
Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком.
Обратитесь вместе с ребенком к психологу, психотерапевту, убедив его в том, что эта помощь необходима и Вам, и ему. Специалист поможет выстроить новые взаимоотношения с Вашим ребенком.
Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно.
Бывают случаи, когда ребенок сам признается в том, что он ведет себя неконструктивно, но категорически отказывается обращаться за помощью к специалистам. Разрешите ему попробовать исправить его ошибки самостоятельно. Это трудно, но не невозможно, поэтому дайте ребенку самому убедиться в этом.
Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек.
Необходимо поддержать самостоятельные шаги ребенка к исправлению. Используйте любые возможности для моральной поддержки.
Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку.
В первую очередь прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте ребенку о его проступке, так как навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль.
Шаг 13. Установите разумные границы контроля.
Конечно, Вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребенка, мелочного контроля за каждым его шагом - это не поможет, но травмирует его.
Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему.
Постарайтесь найти время для общения с подростком и совместных занятий. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит.
Режим дня для ребёнка с аутизмом
Поддержание режима дня важно для всех детей, для ребенка же с синдромом аутизма создание особого режима всей жизни имеет первостепенное значение — это необходимое условие развития.
Распорядок дня (как и порядок в комнате) должен иметь определенную последовательность и повторяемость. Тогда хаос и фрагментарность в сознании ребенка постепенно перерастут в более целостную картину мира, а упорядоченная, предсказуемая жизнь поможет организовать его поведение.
Итак, здороваясь утром при пробуждении ребенка, ласково улыбнитесь ему, сделайте «потягушечки», сопровождая действия проговариванием веселой потешки... Что дальше? Оказывается, не может быть стандартного режима дня — временной распорядок жизни каждого ребенка индивидуален и по-разному эмоционально наполнен, при этом меняется с возрастом.
Режим дня ребенка обычно складывается естественным путем. Но для аутичного ребенка требуется специальная работа по организации режима: ведь он может не выражать активно свои физиологические потребности. Кроме того, не происходит спонтанного усвоения социального смысла происходящего, ребенок не понимает, почему повторяются те или иные действия. Его поведение в быту—часто лишь пассивное подчинение предложениям и требованиям взрослого.
Предлагаем следующие рекомендации по организации режима дня:
- Эмоциональный комментарий всего, что происходит в течение дня. Постоянно объясняйте ребенку, что происходит, заражая его при этом своим восприятием, - сейчас вы «окошко», через которое ребенок выглядывает в окружающий мир. Комментарий при этом, как правило, не содержит ничего особенного — самые просты обычные слова, движения и действия лучше всего передадут ваши чувства. Оставайтесь естественны. При этом не забывайте: все, что для вас само собой разумеется, что обычный ребенок усваивает спонтанно, для аутичного ребенка трудно и требует специальной работы. Выполнение этой рекомендации поможет ребенку осмыслить происходящее, понять, почему все происходит так, а не иначе. Это позволяет избежать механического повторения действий, а также помогает ребенку чувствовать себя более комфортно в рамках повседневной жизни.
- Воспитание самостоятельности требует специальной работы по запоминанию последовательности событий, которые происходят на протяжении дня, а также порядка действий в той или иной ситуации. Самостоятельность предполагает осознание происходящего, поэтому предлагайте ребенку вспомнить , что уже сделано, что надо делать дальше. Не жалейте эмоций вспоминая прошедший день и постоянно при этом вовлекать в разговор ребёнка, даже если ответной реакции пока не последует.
- Старайтесь, чтобы проживание событий дня, выполнение необходимых действий приносило удовольствие. Для этого во время купания поиграйте с ребенком в «фонтан», «брызги», а укладывая ребенка спать, спойте ему песенку. Никто лучше близких ребенка не знает, что доставляет ему удовольствие.
- Предлагайте ребенку вещественные ориентиры, символические обозначения того или иного события, помогающие ребенку быстрее переключаться: так, перед едой можно звонить в колокольчик, созывая всех членов семьи на кухню; перед купанием достаньте специальную плавающую игрушку и т.п.
- Вводите новые детали в привычные действия, отступайте иногда от привычного режима. Например, вместо обеда дома отправьтесь в ближайшее кафе. При этом не забудьте обсудить такой план заранее.
ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ РЕБЁНКА С РАС
Время - абстрактная категория.
Категория времени особенно труднодоступна аутичным детям. Вследствие особенностей психического развития они живут исключительно в настоящем - "здесь и сейчас". Воспоминания у аутичного ребенка неосознанны и избирательны, а будущее полно неизвестности. Своеобразие восприятия времени проявляется, например, в том, что такие дети оказываются не в состоянии ждать.
Однако для жизни необходимо помнить события прошлого, планировать будущее. Поэтому обязательно формирование элементарных представлений о времени у аутичного ребенка. Формировать представления о времени следует делать постепенно, начиная с малого. Предлагаем примерный алгоритм:
- ЗНАКОМСТВО С ЧАСАМИ
Покажите ребенку разные часы, заведите вместе с ним будильник. При этом не стремитесь объяснить, что такое секунды, минуты и часы, главное, чтобы сам предмет стал для ребенка вещественным олицетворением времени.
- УСВОЕНИЕ ПОНЯТИЙ "УТРО", "ДЕНЬ", "ВЕЧЕР", "НОЧЬ"
Утром составьте с ребенком примерный план на предстоящий день, четко проговорив каждый пункт плана. А вечером, перед сном, вспомните по порядку все, что произошло за день. При этом используйте такие временные категории, как "утро", "день", "вечер", "ночь".
Используйте эти понятия в течение дня. Скажем, если вечером ребенок просит: "Обедать!", напомните: "Обед уже был днем -помнишь, мы вместе варили суп? A ceйчас вечер - скоро папа с работы придет, и будем ужинать все вместе. На ужин у нас картошка с котлеткой".
Изготовив круг, поделенный на четыре части, обозначающие различные части суток (можно использовать разные цвета), вы получаете еще одну возможность наглядно представить информацию: в разные части круга можно булавками прикреплять фотографии ребенка, на которых он спит, умывается, ест и т.д.
- УСВОЕНИЕ ПОНЯТИЙ "СЕГОДНЯ", "ВЧЕРА", "ЗАВТРА"
Пробуйте вместе с ребенком вспомнить, что интересного произошло вчера. Это особенно эффективно, если произошло что-либо не совсем обычное. Придумывайте вместе что-нибудь новое на завтра. Используйте слова "сегодня", "вчера", "завтра", но при этом объясняйте смысл в доступной ребенку форме: "Вот стемнеет, и ты ляжешь спать. А когда проснешься - наступит завтра".
- УСВОЕНИЕ ПОНЯТИЯ "НЕДЕЛЯ", ДНИ НЕДЕЛИ
В своем эмоциональном комментарии не забывайте обозначать дни недели - например, "сегодня вторник", - не требуя при этом от ребенка повторения.
Вехами в смене недель станут выходные дни, когда можно отправиться куда-нибудь всей семьей. Или провести выходные дома, но при этом постараться, чтобы они заметно отличались от будней, для чего потребуется создание особой атмосферы. Например, всем вместе приготовить воскресный обед, организовать семейный досуг - общие игры, просмотр диафильмов, прогулки.
Осмыслению понятия "неделя" поможет еще одна книжка-самоделка. Делать ее особенно интересно, если ребенок посещает бассейн или какие-либо занятия, ведь в этом случае его дни заметно отличаются друг от друга.
- МЕСЯЦЫ
В разговорах с ребенком называйте, какой сейчас месяц, но не требуйте заучивания названий месяцев.
Сделайте самодельный календарь - перекидной или "раскладушку". Для этого, начиная с января, в начале каждого месяца рисуйте соответствующую картинку и подписывайте ее, вовлекая в это занятие ребенка. В конце года у вас будет полный календарь, который поможет ребенку связать в единую цепочку понятия месяцев и сезонов. Таким календарем можно пользоваться несколько лет. Можно наклеивать туда фотографии ребенка.
- ВРЕМЕНА ГОДА
Наблюдайте вместе с ребенком за сезонными изменениями в природе, обсуждайте наблюдения.
Зарисовывайте наблюдения, полученные на прогулке. Изготавливайте поделки из природных материалов. Так, весной можно сплести венок из одуванчиков, а осенью изготовить человечка из собранных в парке желудей.
Читайте рассказы и стихотворения о временах года, рассматривайте соответствующие иллюстрации в книжках, познакомьте ребенка с репродукциями картин, посвященных сезонным изменениям в природе.
Изготовьте книжку-самоделку "Времена года", "Как Ваня ждал дня рождения" и т.п.
Сделайте большой картонный круг - символ "круглого года"; поделите его на четыре части (сезоны), в каждой доле нарисуйте или наклейте картинки-символы времен года.
Полезно использовать фотографии ребенка (летом на даче, в осеннем парке, зимой на празднике елки и т.д.). Повесьте круг на видном месте в комнате ребенка и время от времени возвращайтесь к работе с ним.
Курение электронных сигарет подростками-вэйперами
как социальная проблема
В статье рассказывается о проблеме курильщиков электронных сигарет. Особое внимание уделяется тому, какой вред наносит организму подростков любая курительная жидкость, так как в ней содержатся вещества, вредные для растущего организма, в том числе канцерогены, токсичные вещества. Делается акцент на том, что электронные сигареты вызывают и психологическую зависимость. Помимо вреда, причиняемого курильщику, испарения от электронных сигарет остаются вредными для находящихся рядом с ним людей. Заявление о «безвредности» электронных сигарет, их альтернативности курению является не более чем маркетинговым ходом.
Сегодня процессу социализации подрастающего поколения уделяется все большее внимание. По сути, информационное общество ценит умение быстро и качественно увеличивать объем известной человеку информации. Молодежный социум уже не интересует крепкие долговременные связи, напротив, они случайны, хаотичны, четкая социальная иерархия в молодежной среде уходит в прошлое. В ответ на незнание социальных норм, неумение ориентироваться в социальных отношениях возникает безразличие, молодежная инфантилизация, при этом возникают модные молодежные субкультуры, куда все активнее вовлекаются подростки. Рассмотрим субкультуру вэйперов – курильщиков электронных сигарет.
Электронными сигаретами называют электронные системы доставки никотина (ЭСДН). ЭСДН – это «устройство одноразового и/или многоразового использования с аэрозольным генератором сверхмалой мощности, продуцирующее аэрозоль путем нагревания раствора, компонентами которого, помимо никотина, когда он присутствует, являются пропиленгликоль с глицерином или без него и ароматизаторы». То есть электронная сигарета – это устройство, позволяющее получать никотин без использования огня.
Устройство электронной сигареты
При использовании первого вида курительной жидкости можно говорить о снижении вреда для окружающих: выдыхаемый пар не содержит вредных веществ и возможность пассивного курения практически исключается. Однако, к самому вейперу в данном случае применимы все возможные трудности курильщика «натуральных» сигарет.
Рассмотрим вред курительной жидкости с содержанием никотина на подростков:
- Тяжесть функционирования легких. С первых проб подросток испытывает затрудненное дыхание даже при минимальных нагрузках, затем организм реагирует на курение затяжным кашлем и отдышкой. Именно курильщики занимают первое место по распространенности рака легких. Более того, из-за вынужденного снижения физической активности происходит уменьшение мышечного тонуса.
- Ухудшение слуха. Никотин разрушает клетки, в том числе клетки слуховой коры. Это приводит к рассеянности слухового восприятия, а значит – к отсутствию адекватной реакции на внешние раздражители.
- Ухудшение зрения. С самой первой сигареты зрение начинает терять свою остроту и способность воспринимать цвета, повышается чувствительность к свету. Кроме того, никотин повышает внутриглазное давление, поэтому курильщик, а в нашем случае «парильщик», рискует получить такое заболевание, как глаукома. Зрение будет слабеть, и это имеет необратимый характер (может быть исправлено только дорогостоящей операцией). Помимо прочего, могут наблюдаться хронические воспаления зрительного нерва, отслоение сетчатки.
- Ухудшение функционирования щитовидной железы, что, как правило, приводит к гормональному сбою. Таким образом, никотин негативно влияет на развитие половых органов, молочных желез и менструальных циклов у девушек. Продолжающие курить подростки рискуют в дальнейшем получить диагноз «бесплодие».
- Учащается сердцебиение – из-за употребления никотина развивается дисфункция сердечной мышцы, учащаются спазмы сосудов, сосуды теряют эластичность и прочность, внутри формируются атеросклеротические бляшки, повышается объем мышечных волокон сердца. В дальнейшем это приводит к гипертонии. Повышенная жажда, потоотделение, раздражительность
- Болезни кожного покрова. И так не идеальная кожа подростка в сочетании с никотином дает усиливающуюся угревую сыпь, акне, себорею, чрезмерную сухость, пигментацию. Нарушается работа сальных и потовых желез.
- Мощное угнетение центральной нервной системы и головного мозга. Никотин непредсказуемо воздействует на нервную систему. Подросток может становиться более активным и эмоциональным до истерии, либо, напротив, хандрить и впадать в депрессии, но это не все. Под воздействием никотина снижается активность головного мозга, нарушаются нейронные связи. Ухудшается память, происходит регресс в координации движений и развитии мелкой моторики, останавливается развитие практически всех психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, а также потеря творческих способностей и навыков.
Все эти проблемы возникают в связи с влиянием на организм подростка никотина. Однако главным аргументов вейперов становится использование курительной жидкости, не содержащей никотина в своем составе. Этот аргумент об отсутствии никотина во вдыхаемых веществах очень популярен, на нем построено множество рекламных кампаний электронных сигарет. К сожалению, при этом совершенно не учитываются другие компоненты смеси, в которую могут входить как стандартные вещества, использующиеся во всех электронных сигаретах, так и синтетические ароматизаторы, в процессе нагревания выделяющие токсичные вещества.
Важным фактором становится постепенное ухудшение качества компонентов электронных сигарет, большое количество подделок. Ароматизаторы, изготовленные из натуральных компонентов, не так вредят организму, как полностью химические соединения, изготовленные с применением добавок, вызывающих привыкание. Дети, не имеющие своего источника дохода и, как правило, скрывающие от родителей свою привычку, не могут позволить себе покупку дорогого оригинала и используют дешевые аналоги. Данные устройства в нашей стране продаются без особого контроля за качеством, не имеют лицензий и сертификатов. В связи с этим возможность приобретения подделки становится крайне высокой даже для взрослого человека.
Данных о долговременном воздействии электронных сигарет пока не существует, так как они всего несколько лет назад вошли в обиход. Однако вопрос о том, безопасны ли они для детского организма, можно считать однозначно решенным: нет, они небезопасны. Четких указаний в антитабачном законе по этому поводу нет.
Помимо вреда, причиняемого курильщику, испарения от электронных сигарет остаются вредными для находящихся рядом с ним людей. Пассивное воздействие на детей и подростков электронных сигарет остается таким же вредным, как и обычных. Энтуазисты Школы общественного здоровья Блумберга при Университете Джона Хопкинса провели эксперимент, в ходе которого было установлено, что «мыши, на протяжении двух недель имевшие возможность активно и пассивно «втягивать» в себя испарения электронных устройств, стали на редкость неустойчивы к инфекциям и погибли от инфицирования самой простой формой гриппа». Врачи предполагают, что, то же самое происходит с детским организмом. Кроме того, составляющие курительной смеси вызывают сильную аллергию. Психологи рекомендуют родителям не оставлять электронные сигареты на видных местах, не использовать их при детях и подростках.
Подведем итоги:
- В курительной смеси для электронной сигареты содержатся вещества, вредные для растущего организма, в том числе канцерогены, токсичные вещества.
- Заявление о «безвредности» электронных сигарет, их альтернативности курению является не более чем маркетинговым ходом.
- В настоящий момент не существует закрепленных стандартов, которые регламентировали бы осуществление контроля за составом и качеством никотиновых и без никотиновых смесей, в связи с чем заявленное на упаковке количество того или иного компонента далеко не всегда соответствует реальности.
- Увеличение количества вейперов выгодно производителям как электронных, так и обычных сигарет, так как многие люди, начинающие курение с электронных сигарет, впоследствии переходят на обычные.
- Происходит рост числа подростков-вейперов, которые не пробовали курить обычные сигареты, пока не узнали о «безвредной» альтернативе.
- Информация о вреде электронных сигарет нова, и потому не всем известна. В связи с этим не все родители запрещают подросткам использовать электронные сигареты, а некоторые даже поощряют это увлечение, уверенные в его безопасности.
ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА
Консультация для родителей
Детские годы — самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых — родителей, учителей, воспитателей.
Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Задача школы — раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени школьного возраста и убедить родителей в том, что неталантливых детей не бывает.
Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Родители искренне любят детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что ребенку нужны одежда, дом, еда, образование, любовь. Секрет любви к ближнему и к детям прост: это безусловная любовь, независящая от преходящих моментов (поступков, возраста и так далее). Нужно любить независимо ни от чего.
Нормы поведения, характер взаимоотношений между людьми, ценностные ориентации ребенок усваивает прежде всего в семье. Если его любят, с ним считаются разговаривают, играют, то он открыт для общения, энергичен, любознательный, здоров, счастлив. У него активно происходит развитие интеллекта, чувств, воли. Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда.
"Особенные" брат или сестра
Современные исследования отмечают что братья и сестры особого ребенка по-разному воспринимают трудности в обыденной жизни. Сам факт того, что у брата/сестры есть какие-то особенности в развитии, часто влияет на:
· Отношения между братьями и сестрами (и дает почву к размышлениям по поводу особенностей психофизического развития);
· Отношения с родителями и на взаимоотношения в семье;
· Представление братьев и сестер о самих себе;
· Отношения с товарищами и родственниками;
· Размышление братьев и сестер по поводу собственной взрослой жизни.
Эмоции, чувства, по отношению к брату/сестре-инвалиду разные, в зависимости от того, сколько человеку лет. Маленькие дети обычно не воспринимаю проблемы своего брата/сестры с задержкой развития как нечто странное.
Говорят, что брат или сестра «не такие», так говорят мама и папа. Они могут наблюдать разницу между собственным братом/сестрой и братьями и сестрами приятелей и рано начинают испытывать беспокойство за будущее брата/сестры.
Дети школьного возраста, как правило, внимательнее относятся к своим младшим братьям/сестрам-инвалидам, ведут себя с ними менее ревниво и агрессивно.
Однако психологические исследования показывают, что на самом деле очень нелегко быть братом/сестрой ребенка-инвалида. Во внутреннем мире обычного ребенка бушуют порой противоречивые чувства: тревога, зависть, чувство вины и желание бороться с братом/сестрой за мамину благосклонность и близость.
В обществе и в конкретной семье существуют неписаные правила, согласно которым нельзя злиться на инвалида или завидовать ему. Но такие чувства неизбежны, когда ребенок видит, что его брату/сестре достается гораздо больше внимания и заботы, чем им самим. Из-за того, что эти реакции кажутся такими запретными, они мешают естественному развитию и разрешению семейных конфликтов.
В дальнейшей жизни эти чувства могут проявиться в разных ситуациях и осложнить жизнь братьев и сестер. Важно помнить, что все дети соперничают друг с другом в борьбе за родительскую любовь и каждому ребенку нужно дать иногда почувствовать себя в семье главным человеком.
Понимание, терпимость и любовь, которые многие дети проявляют по отношению к своему брату/сестре с особенностями развития, коренятся в том, что ребенок сумел смириться с разочарованием, страхом, злостью и ревностью и преодолеть их. Помочь преодолеть сложные эмоциональные проявления могут встречи с другими детьми, оказавшимися в подобной ситуации, где они смогут поделиться своим опытом, переживаниями и чувствами.
В связи с появлением ребенка-инвалида отношения в семье изменяются. С одной стороны, если все члены месьи одинаково заинтересованы в судьбе ребенка с особенностями, - это объединяет родных, а совместная ответственность укрепляет семейные узы. С другой стороны, тяжелое эмоциональное состояние при принятии ребенка и его особенностей часто приводит к социальной изоляции семьи.
Дети отождествляют себя со своей семьей. Если их семья не похожа на другие, то они себя ощущают не такими, как все. В подростковом возрасте дети стремятся походить на других, быть как все; и это нормально, если они иногда стыдятся своей семьи. Подростку самому сложно разобраться в своих противоречивых чувствах и понять самого себя и отношения в семье. Поэтому для братьев/сестер важно встретить понимание со стороны специалистов.
Кто из нас в детстве не мечтал о настоящем друге, которому можно довериться, на которого можно было бы положиться? Хорошо иметь друга, который бы с пониманием относился к твоему брату/сестре, любил бы, оберегал его. А как рассказать новым друзьям о том, что у тебя есть «необычный» брат или сестра? Не будут ли они бояться его? Захотят ли они прийти в гости? И еще много подобных вопросов возникает в голове у обычного школьника.
Как правило, здоровый ребенок – единственный в кругу своих товарищей, у кого есть брат или сестра-инвалид. Ему бывает сложно объяснить, что несмотря на трудности, «необычность», они любят своего брата/сестру. Друзья, соседи, педагоги могут различными способами помогать братьям и сестрам в развитии отношений вне семьи. Когда окружающие люди вызываются помочь семье и относятся к ребенку с особенностями в развития так же, как и к остальным детям, то все члены семьи чувствуют себя свободнее и ощущают большее понимание сос тороны окружающих.
Размышляя по поводу взрослой жизни, многие из ребят берут на себя большую ответственность за своих братьев/сестер-инвалидов и очень рано думают о том, как сложится их жизнь в будущем. Возможно, они чувствуют, что родители надеются на то, что именно дети сменят их, когда они сами будут не в состоянии заботиться о ребенке-инвалиде. Такие надежды могут иметь форму ясных договоренностей, но могут быть невысказанными или подразумеваемыми.
Зачастую сами дети не решаются прямо спросить своих родителей о том, как те представляют себе будущее, а родители не понимают, что ребенок постоянно думает об этом. Многие из ребят имеющих брата/сестру-инвалида рассказывают, что они всю свою взрослую жизнь спланировали так, чтобы быть всегда рядом с семьей и помогать родителям.
КАК МОЖНО ПОМОЧЬ БРАТЬЯМ И СЕСТРАМ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ?
Родителям и ближайшему окружению стоит помнить о том, что братья/сестры чувствуют себя лишними и ненужными, когда внимание и ресурсы семьи направлены на «особого» ребенка.
Вы можете спросить специалистов, поддерживающих Вас в развитии и воспитании «особого ребенка, уделить внимание и другим детям Вашей семьи.
Доверительные внутрисемейные разговоры с вашими детьми помогут вам вяснить, что они знают об особенностях брата/сестры, о различных службах по уходу за инвалидами, а потом вы можете сами или с помощью специалистов предоставить им необходимую и полезную информацию.
Совместно со специалистами, поддерживающими вашу семью, вы можете предложить организовать втречи братьев и сестер с другими детьми, находящимися в такой же ситуации.
Ваш опыт, более глубокие знания в переживании кризиса в связи с появлением в семье «необычного» ребенка, ваши позитивны личностные изменения и, конечно, ваш личный пример влекут за собой позитивные изменения в положении братьев и сестер.