О половом воспитании детей с тяжелыми и множественными нарушениями
Дата проведения: 06.03.2024
Место проведения: ГУО «Октябрьский ЦКРОиР»
Цель: повышать педагогическую культуру родителей по вопросам полового воспитания в семье детей с ограниченными возможностями.
Участники: законные представители обучающихся специального класса и воспитанников дошкольной группы, педагог социальный, педагог-психолог.
Ход заседания:
1. Приветствие «Паутина»: участникам предлагается поприветствовать друг друга разными способами, передавая при этом клубок ниток друг другу. Клубок передается произвольно, от игрока к игроку. Упражнение завершается, и ведущий спрашивает, на что похоже то, что получилось (паутина, связывающая всех вместе).
2. Информация педагога социального «О половом воспитании детей с тяжелыми и множественными нарушениями»:
Ведущую роль в половом воспитании детей играет семья. Однако практика показывает, что у родителей имеется немало проблем в этой области. Что надо знать о физических различиях девочек и мальчиков, о гигиене девочек и мальчиков? Какова роль отца и матери в половом воспитании детей?
Но за помощью в решении данных проблем родители, как правило обращаются не к педагогам, а к другим родителям. Часто они не получают квалифицированную помощь, и проблемы остаются нерешенными. Это нередко приводит к ошибкам, а ошибки в половом воспитании недопустимы. Здесь особенно важно руководствоваться принципом «Не навреди!». Известно, что у детей с тяжелыми и множественными нарушениями отмечаются различные нарушения интеллекта и личности, провоцирующие значительные сложности в общении и взаимодействии с взрослыми и детьми в семье и вне дома.
На нарушение социальной адаптации данной категории детей и подростков могут влиять отклонения в формировании половой идентичности и освоении половых ролей. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями, достигающие половой зрелости, часто оказываются в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся чрезмерно возбудимыми и не могут найти выход своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в сексуальных действиях. Таким образом они становятся той частью молодежи, которая часто подвержена сексуальной эксплуатации.
Половая идентичность у детей с тяжелыми и множественными нарушениями часто из-за интеллектуального снижения формируется фрагментарно или вообще не формируется. Осведомленность детей о своем и противоположном поле у девочек выше, чем у мальчиков с одинаковым уровнем интеллекта. Информированность о своем поле выше, чем о противоположном, независимо от уровня интеллектуального развития.
Основные проблемы
1.Половое влечение протекает на бессознательном уровне, дети не управляют своими желаниями и потребностями.
2.Половое развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями часто опережает интеллектуальное развитие. Как правило половое влечение у них наступает позднее, чем у их сверстников.
3.Половое развитие характеризуется гиперсексуальностью (повышенной сексуальной активностью с агрессивным поведением).
Желательно, как можно раньше привлекать внимание детей к различиям полов. Им доступна информация о внешнем виде себя и других детей, о вторичных половых признаках, в том числе гениталиях («У мальчиков такие волосы: короткие», «У девочек вот такие заколочки на голове», «Мальчики носят вот такие штанишки», «Девочки любят носить платья»). В обращении к ребенку периодически использовать название его пола («Что будет сегодня пить, моя девочка?», «Что сегодня наденет в школу, мой мальчик?»). Сильная симбиотическая связь ребенка и родителя, которая не позволяет его принять как самостоятельную личность, а, значит, и принять факт существования у него индивидуальных, в том числе сексуальных потребностей. Фактором, препятствующим идентификации мальчика с отцом, является факт длительного временного промежутка, который ребенок провел с матерью, из-за чего отец для ребенка может стать менее привлекательной фигурой. Особую тревогу вызывает мастурбация детей и невозможность объяснить ребенку, что с ним происходит.
Что можно предложить?
Формировать представления у ребенка о своей половой принадлежности и о половой принадлежности противоположного пола. При этом базовыми понятиями должны стать внешние данные ребенка и окружающих его людей. Доносить эту информацию необходимо через упрощенную лексику с опорой на внешние признаки. («У мальчиков такие волосы: короткие», «У девочек вот такие заколочки на голове», «Мальчики носят вот такие штанишки», «Девочки носят платья»). Формировать поведения адекватно половой принадлежности.
Формировать представлений об основных правилах гигиены. Мастурбация является способом овладения своим созревшим телом. Полное ограничение может привести в будущем к проявлениям «сексуальной» агрессии. Дети должны знать, когда и где они могут себя трогать. Желательно, как можно раньше привлекать внимание детей к различиям.
Родители (законные представители) обязаны обеспечить постоянный контроль за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями. Степень контроля может быть, как минимизирована или достигать максимума. Это будет зависеть от возраста ребенка, ситуации и уровня его интеллектуального развития.
Говорящих детей следует научить говорить:
- кто может к нему прикасаться и в каких местах (к органам);
- кто может попросить раздеться;
- какие прикосновений допустимы ;
- научить закрывать дверь в ванную комнату, туалет, раздевалку.
Кроме того:
- называйте половые органы своими именами;
- поощряйте правильное половое поведение детей («Молодец. Так ведут себя мальчики»).
Отвлекайте от неправильного поведения. Если ребенок начинает мастурбировать прилюдно, дайте ему что-нибудь в руки. Подарите вашим детям возможность испытать приятные моменты радости. Воспитывайте ваших детей согласно вашим представлениям о половом воспитании, но не забывайте об этом.
Что предлагает современная медицина:
- способы медикаментозного купирования сексуального возбуждения у детей с ОПФР (с длительным или периодическим приемом);
- сублимация, то есть замена сексуальной энергии другой деятельностью, к примеру, физической активностью, творчеством (просто мять пластилин, насыпать природный материал в банки, разукрашивать поднос, коробку и т.д.)
3. Упражнение-релаксация «Вверх по радуге»: участники садятся как можно более удобно, закрывают глаза, пытаются в цвете представить себе, что прямо перед ними - радуга. Делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они поднимаются вверх по радуге, а на выдохе съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды. Затем ведущий предлагает желающим поделиться впечатлениями.
Во время обсуждения родители стеснялись задавать вопросы. Предложенную информацию приняли к сведению.
4. Рефлексия: родителям карточки.
РЕФЛЕКСИОННАЯ КАРТОЧКА |
|
ВОПРОСЫ |
|
Какие приятные и неприятные переживания вы испытывали на занятии? Что нового узнал? |
|
Что вы примените в общении с ребенком? |
После обсуждения и заполнения карточек были розданы рекомендации –
«Практические рекомендации по сексуальному воспитанию детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психического развития»