Известно, что семья является для ребенка основным связующим звеном между ним и общественным окружением, тем проводником социальных ценностей, которые существуют на сегодняшний день в данном обществе. Проблема насилия и жестокого обращения с детьми является одной из наиболее острых и актуальных. Отмечается, что количество детей, пострадавших в результате насильственных, как правило, противоправных действий, значительно выше, чем видно из данных уголовной статистики. Побои, угрозы и унижения, которым дети подвергаются в семьях и в социальном окружении, в большинстве случаев остаются вне поля зрения правоохранительных и других государственных органов, деятельность которых направлена в том числе и на защиту несовершеннолетних от злоупотреблений, жестокости и насилия. Жестокое обращение в любой форме его проявления влияет на развитие ребенка. Оно накладывает отпечаток на физическое и умственное здоровье, на психику и взаимоотношения в обществе.
Насилие над детьми в семье может быть физическим, психологическим или эмоциональным, сексуальным, а также пренебрежительным к ребенку со стороны семьи. Причины возникновения насилия над детьми видятся в следующем:
• в отсутствии у родителей психолого-педагогических знаний, умений для воспитания своих детей, т.е. низкий уровень педагогической культуры;
• незаинтересованность родителей в духовном росте и развитии ребенка, нежелание, неумение разобраться во внутреннем мире своих детей;
• низкий уровень педагогической культуры родителей влечет за собой незнание ими стилей воспитания детей, в семьях превалирует авторитаризм или чрезмерная опека, жестокость либо вседозволенность, а также противоречивость в применении методов воспитания;
• антисоциальный способ жизнедеятельности, где имеет место наркомания, алкоголизм одного или обоих родителей, проституция и др.;
• низкий уровень жизни как результат безработицы, бедности, отсутствия у молодых семей собственного жилья; • особенности детей, которые подвергаются физическому насилию (имеются черты характера, которые провоцируют взрослого на жестокие (жесткие) меры);
• будучи жертвой насилия или жестокости по отношению к себе в детстве, взрослые применяют его к своим детям и т. д.
Большинство родителей любят своих детей и желают им только добра. Но, несмотря на это, они могут поднять руку на ребенка или по крайней мере не отрицают такой возможности, причем наибольшую жестокость зачастую проявляют именно матери. Возможно, потому что родители видят в ребенке свою собственность и делают с ним все, что захотят; многие родители придерживаются точки зрения: "Меня в детстве били, я ведь вырос и стал человеком"; родители просто не понимают всей сложности воспитательного процесса.
Семья – та среда, в которой происходит социализация ребенка, где его окружают наиболее близкие люди. Но считая ребенка своей собственностью, родители не задумываются над тем, что это свободная, полноправная личность с собственным "Я", своими чувствами, желаниями, осознанием своего места в социуме. Собственностью может быть стол, дом, но не ребенок. Многие родители проходят очень долгий путь к принятию своего ребенка как личности. Для маленьких детей родители выступают в качестве начальных социальных механизмов, предоставляющих своим детям возможность социального, эмоционального и интеллектуального развития. Физические же наказания, жестокое обращение наносят невосполнимый урон взаимоотношениям детей и родителей. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Он скорее склонен считать, что такое наказание это проявление гнева или нелюбви со стороны отца или матери. При этом дети легко теряют веру в добрые намерения своих родителей. Обсуждение темы физических наказаний в родительских группах наводит на мысли, что чаще всего родители прибегают к побоям из-за невозможности найти другой выход из сложившейся ситуации. Они чувствуют при этом свою беспомощность и полную растерянность. Все время демонстрируя ребенку свою несдержанность, родители не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями. Один из нежелательных результатов частого битья – тот, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить проблему.
Реакция на побои у детей бывает разной:
• маленький ребенок, которого ударили, начинает плакать все громче и громче;
• ребенок чувствует себя оскорбленным и униженным;
• ребенок чувствует глубокую неприязнь к своим обидчикам;
• ребенок, которого бьют постоянно, чувствует ненависть к самому себе и окружающим.
Насилие в нашей жизни сегодня настолько распространено, что мы перестаем его считать насилием. Оно становится нормой: от хамства в транспорте до избиения отцом-алкоголиком сына дошкольного возраста. Добавим, что СМИ представлен широкий спектр как телепередач, так и печатной продукции, насыщенной сюжетами, пестрящими насильственной тематикой.
В семьях, где возникают трудности с воспитанием детей, наблюдается недостаточный уровень духовных отношений между членами семьи. Они ограничиваются только деловыми контактами, в результате чего теряется интерес друг к другу, отсутствуют доверие и интимность отношений отца и матери с ребенком. Дети в таких семьях переживают эмоциональный дискомфорт, в них преобладает состояние неудовлетворения, выход из которых – в грубиянстве, лжи, нарушении дисциплины.
Сегодняшние дети очень редко видят своих родителей: отцы в основном зарабатывают деньги. Дети стремятся к контакту с отцами, мечтают работать так, как они. Для многих мальчиков главным критерием привлекательности стала именно возможность заработать "большие деньги". Уровень образованности родителей также влияет на характер отношения к детям. Причем есть склонность утверждать, что чем выше образование родителей, тем чаще они применяют методы эмоционального наказания детей. Родители с более низким уровнем образования чаще практикуют физические наказания.