Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Профилактика конфликтов в молодёжной среде

Дата: 4 января 2021 в 13:24, Обновлено 11 декабря 2023 в 20:49

Профилактика конфликтов в молодёжной среде

Межличностный конфликт — это ситуация, в основе которой про­тиворечие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и раз­решение ситуации в интересах обеих или одной из сторон. Типы межличностных конфликтов:

  1. Ценностные — это конфликтные ситуации, в которых разногла­сия между участниками связаны с их противоречащими друг дру­гу или несовместимыми представлениями, имеющими для них
    особенно значимый характер.

Являются наиболее трудно регулируемыми конфликтами.

  1. Конфликты интересов — ситуации, затрагивающие интересы сто­рон, которые оказываются несовместимыми или противореча­щими друг другу.

  2.       Конфликты из-за нарушения норм и правил взаимодействия.
    Способы разрешения межличностных конфликтных ситуаций

Стратегии поведения участников межличностной конфликтной ситуации делятся на три основные категории:

  1. К силовым стратегиям относятся стратегии участников конф­ликта, направленные на достижение собственных интересов без учета интересов партнера.
  2. Другую группу стратегий взаимодействия в конфликте образуют такие формы поведения, которые имеют в своей основе стремление к уходу от конфликта.

3. Третья группа стратегий объединяет разнообразные переговорные стратегии, ведущие к выработке решений, в большей или меньшей степени удовлетворяющих интересы сторон. Переговорные группы стратегий объединяет то, что взаимодействие участников из противоречивого становится согласованным, основан­ным на общем интересе: «Мы должны вместе решить проблему».

Разрешение конфликта можно считать окончательным только в том случае, если участники конфликтной ситуации не просто находят ка­кое-то решение проблемы, ставшей предметом их разногласий, но и приходят к этому решению в результате согласия.

Факторы, влияющие на то, насколько легко будет найти конструктивный выход из конфликта:

  1. Острота конфликта, которая проявляется в жесткости противо­стояния сторон и зависит от характера проблем, затронутых кон­фликтом.
  2. Особенности участников конфликта (психологические особен­ности, культура).
  3. Ситуация на фоне которой возникает и развивается конфликт (благоприятные и осложняющие факторы).
  4. Навыки поведения участников конфликта в ситуациях спора и переговоров.

Типичным для современного подхода к эффективному поведению в конфликтах является принцип — как сделать так, чтобы мы оба выиграли?

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содер­жанию и тенденциям социализации.

Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологи­ческих преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, ко­торая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подрос­тка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразив­шими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадежности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство про­теста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуали­зация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму.

Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабиль­ности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, — старые разрушены, новые не созданы.

Личность ребенка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых

подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это ка­сается семьи.

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведе­ния является агрессивное поведение, нередко принимающее враждеб­ную форму (драки, оскорбления).

Для некоторых подростков участие в драках — утверждение себя с помощью кулаков — является устоявшейся линией поведения.

Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межлич­ностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст прояв­ления агрессивных действий. Все чаще встречаются случаи агрессив­ного поведения у девочек.

Проведенное изучение подростков (объектом которого были пси­хически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликт­ной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, яв­ляются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность — в процессе стихийно-груп­пового общения могут принимать устойчивый характер.

Непременным условием делинквентного поведения является из­быток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений.

У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопека, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению.

Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучения­ми и наставлениями, находят свое выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

На первой стадии подросткового периода (10—11 лет) ребенка ха­рактеризует весьма критичное отношение к себе. Дети дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жесто­кости, агрессивности. При этом у детей этого возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность кос­венная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной сту­пени развития.

Ситуативно-отрицательное отношение к себе сохраняется и на вто­рой стадии подросткового возраста (12—13 лет), обуславливаясь в зна­чительной мере оценками окружающих, как взрослых, так и сверстни­ков. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хоть и дает сдвиг по сравнению с младшим под­ростковым возрастом, все же менее выражена.

На третьей стадии подросткового возраста (14—15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм по­ведения с определенными нормами, принятыми в референтных груп­пах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность. Агрессивность физическая и косвенная повышаются несущественно, также как и уровень негативизма.

Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков, близких по уровню развития, интересам.

Группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и спо­собы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их поведения. Утрачиваемое под­ростками чувство дистанции, ощущение допустимого и недопустимо­го приводит к непредсказуемым событиям.

Существуют особые группы, для которых характерна установ­ка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную защи­ту, от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, бравада, невыпол­нение обязанностей — всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени». Но для этих под­ростков характерно именно неумение содержательно проводить досуг.

У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют ка­кие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секци­ях и кружках.

Они не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содер­жание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческо-детективного жанра. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений».

Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки рас­питием спиртного как бы отмечают свои «заслуги»: удачные похожде­ния, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. Объясняя свои пло­хие поступки, подростки имеют неправильное представление о нрав­ственности, справедливости, смелости, храбрости.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных ис­точниках, необходимо выделить следующие:

—Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.

—Косвенная агрессия — действия, как окольными путями направлен­ные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

—Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

—Склонность к раздражению — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

—Негативизм — оппозиционная манера поведения, обычно на­правленная против авторитета или руководства. Может нарас­тать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

  • Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мни­мые страдания.
  • Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Агрессивные подростки при всем различии их личностных харак­теристик и особенностей поведения отличаются некоторыми общи­ми чертами.

У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо макси­мально положительная, либо максимально отрицательная), повышен­ная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из сложившейся ситуации, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регу­лирующими поведение.

Вместе с тем среди агрессивных подростков часто встречаются под­ростки интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей само­стоятельности, взрослости.

Часто такие подростки находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчеркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформаль­ную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физи­ческую силу.

Эти неформальные лидеры обладают большой организующей си­лой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать при­влекательный для всех подростков принцип справедливости. Не слу­чайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах компании подростков.

Способствует успеху таких лидеров и умение безошибочно оп­ределять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно если этот цинизм представлен под видом мораль­ного принципа «выживают сильные, слабые вымирают».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.