Профилактика конфликтов в молодёжной среде
Межличностный конфликт — это ситуация, в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон. Типы межличностных конфликтов:
- Ценностные — это конфликтные ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них
особенно значимый характер.
Являются наиболее трудно регулируемыми конфликтами.
-
Конфликты интересов — ситуации, затрагивающие интересы сторон, которые оказываются несовместимыми или противоречащими друг другу.
-
Конфликты из-за нарушения норм и правил взаимодействия.
Способы разрешения межличностных конфликтных ситуаций
Стратегии поведения участников межличностной конфликтной ситуации делятся на три основные категории:
- К силовым стратегиям относятся стратегии участников конфликта, направленные на достижение собственных интересов без учета интересов партнера.
- Другую группу стратегий взаимодействия в конфликте образуют такие формы поведения, которые имеют в своей основе стремление к уходу от конфликта.
3. Третья группа стратегий объединяет разнообразные переговорные стратегии, ведущие к выработке решений, в большей или меньшей степени удовлетворяющих интересы сторон. Переговорные группы стратегий объединяет то, что взаимодействие участников из противоречивого становится согласованным, основанным на общем интересе: «Мы должны вместе решить проблему».
Разрешение конфликта можно считать окончательным только в том случае, если участники конфликтной ситуации не просто находят какое-то решение проблемы, ставшей предметом их разногласий, но и приходят к этому решению в результате согласия.
Факторы, влияющие на то, насколько легко будет найти конструктивный выход из конфликта:
- Острота конфликта, которая проявляется в жесткости противостояния сторон и зависит от характера проблем, затронутых конфликтом.
- Особенности участников конфликта (психологические особенности, культура).
- Ситуация на фоне которой возникает и развивается конфликт (благоприятные и осложняющие факторы).
- Навыки поведения участников конфликта в ситуациях спора и переговоров.
Типичным для современного подхода к эффективному поведению в конфликтах является принцип — как сделать так, чтобы мы оба выиграли?
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации.
Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадежности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму.
Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, — старые разрушены, новые не созданы.
Личность ребенка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых
подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи.
В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления).
Для некоторых подростков участие в драках — утверждение себя с помощью кулаков — является устоявшейся линией поведения.
Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Все чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.
Проведенное изучение подростков (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность — в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.
Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений.
У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопека, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению.
Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят свое выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.
На первой стадии подросткового периода (10—11 лет) ребенка характеризует весьма критичное отношение к себе. Дети дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности. При этом у детей этого возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития.
Ситуативно-отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадии подросткового возраста (12—13 лет), обуславливаясь в значительной мере оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хоть и дает сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, все же менее выражена.
На третьей стадии подросткового возраста (14—15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность. Агрессивность физическая и косвенная повышаются несущественно, также как и уровень негативизма.
Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков, близких по уровню развития, интересам.
Группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их поведения. Утрачиваемое подростками чувство дистанции, ощущение допустимого и недопустимого приводит к непредсказуемым событиям.
Существуют особые группы, для которых характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную защиту, от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, бравада, невыполнение обязанностей — всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени». Но для этих подростков характерно именно неумение содержательно проводить досуг.
У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках.
Они не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческо-детективного жанра. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений».
Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:
—Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.
—Косвенная агрессия — действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
—Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
—Склонность к раздражению — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
—Негативизм — оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Из форм враждебных реакций отмечаются:
- Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
- Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Агрессивные подростки при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения отличаются некоторыми общими чертами.
У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из сложившейся ситуации, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.
Вместе с тем среди агрессивных подростков часто встречаются подростки интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.
Часто такие подростки находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчеркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу.
Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах компании подростков.
Способствует успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно если этот цинизм представлен под видом морального принципа «выживают сильные, слабые вымирают».